Павел Самиев – генеральный директор аналитического центра «Бизнесдром», председатель комитета по финансовым рынкам «Опора России», член экспертного совета итоговой премии в области финансов Finnext.
Санкции и экономические рестрикции дали неплохой импульс малому и среднему бизнесу. Российские компании стремительно заполняют ниши, опустевшие после ухода иностранных. При этом для сегмента МСП остро встал вопрос финансирования.
Быстрорастущие средние компании принято называть «газелями». Сегодня они появились в большом спектре российских отраслей: легкой, пищевой, химической, производственной, а также сфере услуг и ресторанного бизнеса. Конечно, стремительный рост невозможен без достаточного финансирования, потому «газели» находятся в постоянном поиске его источников. Какие же есть варианты?
Банковский кредит.
Он доступен большинству средних и растущих и прибыльных компаний. Вопрос для «газелей» заключается в стоимости кредитов, их объемах и срочности. Короткие кредиты до года легче даются компании, чем средне- и долгосрочные. Что касается стоимости, то проблема кроется в ключевой ставке. Еще пару месяцев назад рынок ожидал ее снижения, но последние несколько недель аналитики говорят о том, что ставка будет повышена. В этих условиях стоимость кредита существенно вырастет.
Краудфандинг.
Это способ привлечения различных форм финансирования от частных инвесторов через инвестиционные платформы. Заинтересованный инвестор может либо предоставить займ, либо инвестировать в долю компании. «Газелям» он подойдет на начальном этапе, когда компания стремительно растет из малого в средний бизнес. Банковское кредитование требует большого объема документов, поэтому решение принимается не сразу. Здесь все проще. Нюанс лишь в том, что такие инвесторы высоко оценивают уровень риска, поэтому краудфандинг – достаточно дорогая форма финансирования.
Микрофинансирование.
Способ опять же дорогой, но простой. По сути, это тоже кредитование, только не у банка, а у микрофинансовой организации, потому здесь более высокие ставки. Подходит малым растущим компаниям и небольшим предприятиям. Имеются и так называемые государственные НФО, которые могут предоставлять финансирование в качестве микрофинансового института, а также выдавать поручительства и гарантии. Банки под такие поручительства более охотно дают кредиты, что повышает доступность финансирования для сегмента МСП.
Льготное кредитование.
Это один из форматов господдержки, «газелям» в нем доступен целый спектр кредитных программ с неплохими ставками. Например, есть программа ПСК – формат субсидирования ставки, при котором предприятие МСП из числа отраслей, которые поддерживает государство, может получать кредиты дешевле.
Факторинг.
Это понятие означает рефинансирование под переуступку требований или дебиторской задолженности. Предоставлять услугу может банк или специальная факторинговая компания. Для активно торгующей компании, которая поставляет свои товары в торговые сети, факторинг очень удобен, потому что, по сути, банками оценивается риск этих торговых сетей, а он, как правило, невысок. Поэтому факторинг будет одобряться быстро и с хорошими лимитами.
Лизинг.
Это финансирование покупки оборудования, основных средств, обновления фондов – всего, без чего невозможен нормальный рост и развитие компании. Лизинг доступен, начиная с малого и микробизнеса, но особенно активно его используют средние компании. Предоставляют лизинг специализированные и банковские организации. Плюсы в том, что лизинг может профинансировать покупку оборудования на пять-шесть лет – чего не может позволить обычный кредит.
Облигации.
Размещение на фондовом рынке биржевых и внебиржевых облигаций набирает обороты. Внебиржевые пользуются меньшим спросом со стороны инвесторов. А вот биржевые облигации для сегмента средних растущих компаний – очень важный инструмент привлечения финансов. Инвесторы (как правило, физические лица) проявляют к ним большой интерес. Для компании это еще и возможность повысить прозрачность бизнеса и улучшить управление, потому что в процессе подготовки она проходит большое количество процедур, которые открывают ее рынку и улучшают эффективность.
IPO.
Выход на биржу с акциями – это «высшая лига». Сейчас интерес к этому инструменту вырос. Многие средние компании сегодня привлекают частных инвесторов через первичное размещение. Это тенденция последних полутора – двух лет. В этом году, по прогнозам, на рынок выйдут десятки IPO, в следующие годы еще больше. Акции «газелей» выглядят привлекательно для инвесторов и способны разнообразить состав фондового рынка.
Таким образом, рынок предлагает среднему бизнесу широкий спектр вариантов для финансирования – разных по стоимости и степени доступности. Будем надеяться, что программы поддержки и субсидирования бизнеса будут только расширяться. Динамично развивающийся бизнес движет экономику вперед, поэтому необходимо предоставлять компаниям возможности получать ресурсы для эффективного развития.